+7-906-949-07-66
Новость 2018-03-22

Выйди и зайди нормально: UNIGINE​ провели тренинг разработчикам космического симулятора

Тренинг для  разработчиков системы виртуальной реальности для имитации выхода в открытый космос прошел в UNIGINE. Его участники — сотрудники компании «Лазерные системы» — создают программное обеспечение, с помощью которого будут готовить российских космонавтов к работе за пределами космической станции. Заказчик  корпорация «Энергия», ведущая компания по разработке ракетно-космической техники в России.

Ошибка во время выхода в открытый космос фатальна: можно повредить дорогостоящий скафандр, что приведет к разгерметизации и декомпрессии, есть опасность отделиться от поверхности станции. Из-за разницы давления внутри и снаружи (она составляет 0,4 атмосферы) скафандр раздувается, а это затрудняет работу космонавта. Кроме того, скафандр в открытом космосе подвергается воздействию больших перепадов температуры на солнечной и теневой стороне орбиты.

Для перемещения в открытом космосе еще не существует специального технического средства: космонавт вынужден передвигаться, по поверхности станции, перебирая поручни. Промедление в работе тоже опасно: запаса кислорода в баллоне хватает не более чем на 10 часов. Сейчас подготовка космонавтов к выходу в открытый космос на Земле возможна только в специальном бассейне, в котором создаются условия, близкие к невесомости. Но в бассейне можно воссоздать только часть космической станции, а в VR-тренажере — всю МКС. В бассейне хорошо тренируются физические навыки перемещения по станции, взаимодействия с объектами, но он не позволяет научиться ориентироваться в режиме реального времени.

Программное обеспечение, разработанное «Лазерными системами», позволит имитировать выход космонавта в космос и просчитывать минимальное время, которое на это требуется. Новую программу планируется использовать при подготовке космонавтов и на земле, и на МКС. С помощью нового симулятора космонавт сможет отработать и проверить свои навыки на виртуальной космической станции.

Тренажерная часть программы разрабатывается для VR-очков HTC Vive. Надев такие очки, можно перемещаться на несколько метров в пространстве внутри зоны действия датчиков, в отличие от аналогов, которыми можно пользоваться, находясь только на одном месте. ПО создают по детальным CAD-моделям космической станции. В качестве платформы для разработки симулятора «Лазерные системы» используют движок Unigine 2 Sim.

Платформа позволяет создавать очень большие пространства (64 бита на координату). По сравнению с игровыми движками, которые поддерживают всего 32 бита на координату, это обеспечивает точность позиционирования в 2^32 (около 4 миллиардов) раз больше. Это означает, что на Unigine 2 Sim можно создавать сложные проекты масштабов всей Солнечной системы.

На тренинге сотрудники Unigine  помогли освоить разработчикам симулятора новую версию движка и разобрали сложности, которые появились во время создания ПО.

«Космонавты вне станции всегда работают в паре, а обучение проходит под контролем инструктора, поэтому программистам «Лазерных систем» нужно было создать распределенный тренажер. На тренинге удалось разобраться, как создать сеть, в которой космонавты и инструктор могли бы взаимодействовать», —рассказал старший разработчик Unigine Андрей.

По словам участников проекта, при создании виртуальной модели станции нужна очень высокая степень детализации. Практически все размещенное на поверхности МКС оборудование уникально, поэтому каждый элемент нужно создавать отдельно. Он должен соответствовать реальным экземплярам до мельчайших деталей.

«Специфика проекта в том, что художники имеют дело с очень большим количеством контента, и приходилось придумывать, как за короткий срок его быстро сгенерировать», — говорит ведущий художник Unigine Давыд, проводивший тренинг.

«Наша команда разрабатывает программное обеспечение в очень сжатые сроки, и у нас было очень мало времени для самостоятельного изучения движка, а на тренинге получилось это быстро сделать. Плюс тренинга в том, что мы учились конкретно на материалах нашего проекта, а не слушали обобщенную информацию», — рассказала 3D-моделер Арина.

Визуальная часть виртуальной модели МКС должна быть готова к осени этого года, окончание проекта намечено на весну 2019-го.